Методическая разработка — анализ стихотворения как хороши как свежи были розы тургенев

29.07.2019

Цели: познакомить детей с новым литературным жанром;
содействовать развитию у учащихся умения выделять главное в
изучаемом материале.

Методическая разработка. И.С. Тургенева. Анализ стихотворения в прозе «Как хороши, как свежи были розы…».

Методическая разработка.
И.С. Тургенева. Анализ стихотворения в прозе
«Как хороши, как свежи были розы».

Цели: познакомить детей с новым литературным жанром;
содействовать развитию у учащихся умения выделять главное в
изучаемом материале.

Вопросы, на которые учащиеся должны ответить в начале урока :
— Что такое «стихотворения в прозе»?
— Сочетаются ли стихотворения с прозой?
— Возможно ли вообще такое сочетание?
Во второй главе романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (строфа 13) мы читаем характеристику Онегина и Ленского:
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень
Не столь различны меж собой
Как мы видим, стихи и проза столь несовместимы, что послужили поэту примером для определения двух резко отличающихся друг от друга человеческих натур.
А так ли это на самом деле? Действительно, до Ивана Сергеевича Тургенева, да и при нём между стихами и прозой проходила решительная черта, суровая жанровая граница. Старая школьная теория словесности обязывала строго следить за чистотой литературного вида, рода, жанра. Иван Сергеевич Тургенев создал совершенно новый литературный жанр, естественно сочетающий в себе раскованное движение прозы с ритмической дисциплиной стиха, – стихотворения в прозе.
Вопрос учащимся:
— А до Тургенева в каких литературных произведениях вы могли уже встретиться с лирически окрашенной прозой?
( Н.В.Гоголь : «Тарас Бульба», «Страшная месть», «Мёртвые души»)

Что же послужило толчком для написания подобного родя произведений?
П.Л.Лавров. Из статьи «И.С.Тургенев и развитие русского общества».
Общее настроение Ивана Сергеевича в эти годы становилось всё мрачнее. С 1878 года он начал свои «Стихотворения в прозе», серию, проникнутую возвращающимся и усиливающимся чувством нравственного одиночества, мучительною мыслью о старости, о близкой смерти. Настали темные, тяжелые дни», когда он говорил себе: «Уйди в себя, в свои воспоминания Но будь осторожен не гляди вперед, бедный старик!» («Старик», июль 1878). Настоящее вызвало мысль: «Я один, один, как всегда» («Голубь», май 1879). Воспоминания раздражали его воображение представлением о том, «как хороши, как свежи были розы». как теперь ему «холодно» и как «все они умерли. умерли» («Как хороши» и т.д. сент. 1879). А впереди грозная старуха судьба гнала его к могиле, которая сама «плывёт, ползёт» к нему («Старуха», февраль 1878).
( нездоровье, болезнь, старческая жизнь, тяготение к молодости, одиночество, страх перед смертью)

И.С. Тургенев создал целую книгу стихотворений в прозе, выразительно обозначив их характерные черты. Рассмотрим одно из них.

«КАК ХОРОШИ, КАК СВЕЖИ БЫЛИ РОЗЫ. » (1879)

Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною. но первый стих остался у меня в памяти:
Как хороши, как свежи были розы.

Теперь зима; мороз запушил стекла окон; в темной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол; а в голове всё звенит да звенит:
Как хороши, как свежи были розы.

И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в теплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звезд. Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит еще не вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица! Я не дерзаю заговорить с нею но как она мне дорога, как бьется мое сердце!
Как хороши, как свежи были розы.

А в комнате всё темней да темней. Нагоревшая свеча трещит, беглые тени колеблются на низком потолке, мороз скрыпит и злится за стеною и чудится скучный, старческий шёпот.
Как хороши, как свежи были розы.

Встают передо мною другие образы. Слышится веселый шум семейной деревенской жизни. Две русые головки, прислонясь друг к дружке, бойко смотрят на меня своими светлыми глазками, алые щеки трепещут сдержанным смехом, руки ласково сплелись, вперебивку звучат молодые, добрые голоса; а немного подальше, в глубине уютной комнаты, другие, тоже молодые руки бегают, путаясь пальцами, по клавишам старенького пианино и ланнеровский вальс не может заглушить воркотню патриархального самовара.
Как хороши, как свежи были розы.

Свеча меркнет и гаснет. Кто это кашляет там так хрипло и глухо? Свернувшись в калачик, жмется и вздрагивает у ног моих старый пес, мой единственный товарищ. Мне холодно. Я зябну. И все они умерли. умерли.
Как хороши, как свежи были розы.

Выявляем вместе с учащимися следующее:

Стихотворение построено по принципу антитезы: юность – старость, холод – тепло, расцвет – увядание, любовь – одиночество. Например :
2абзац: 3 абзац:
1). зима, мороз холодно; 1). лето, тепло;
2). комната , угол, сужающееся 2). дом, окно, расширенное
пространство; пространство: небо, звёзды;
3). один, загнанный в угол 3). он же и девушка
Тема стихотворения? Человеческая жизнь. Свеча – символ жизни.
Основная мысль? Быстротечность, мимолётность жизни, жизнь есть миг.
Особенности композиции стихотворения:

1-ый абзац (вступление)
Скрепа А связывает абзацы 2,4,6
Скрепа И связывает абзацы 3,5
Выделяем ключевые слова текста, определяем, какова их роль в целостности произведения.
Роль рефрена : строки стихотворения И.П. Мятлева «Розы» .Тургенев признается, что не он автор названия и не помнит, где, когда и от кого слышал очаровавший его стих. Тургенев лукавил. Он прекрасно знал автора этих строк. Им был Иван Петрович Мятлев – заметная фигура в светской литературной жизни Петербурга первой половины 19 века.
Он был намного старше Тургенева , участвовал в войне с Наполеоном, владел огромным состоянием и был весьма известным и вполне профессиональным литератором.
Розы как символ прошедшего счастья, радости, всего того, что так дорого было
автору.
Роль слов с пространственным и временным значением.
Синтаксическая структура предложений.
Обращаем внимание на образы в стихотворении, акцентируем внимание на образе пса ( пёс, собака – символизирует друга, значит, автор не совсем одинок).

Образ автора.
Отмечаем лиризм, воссоздающий душевный строй, настроение автора, автобиографичность и рассказ от первого лица, носящий исповедальный характер.
Огромную роль в стихотворении играет ритм, мелодичность. Предложить учащимся прочитать стихотворение под музыку (например, И.- С. Бах, Сицилиана (Siciliano) – Соната BWV 1031 (труба,орган).

Источник: http://profhelp.net/2678101/

Разработка урока по литературе на тему «Анализ стихотворения в прозе «Как хороши, как свежи были розы. » И.С. Тургенева

анализ стихотворения как хороши как свежи были розы тургенев

Александр Мясников ответит на вопросы пользователей проекта «Инфоурок»

Разберем всё, что Вас волнует.

19 июня 2020г 19:00 (по Москве)

анализ стихотворения как хороши как свежи были розы тургенев

анализ стихотворения как хороши как свежи были розы тургенев

анализ стихотворения как хороши как свежи были розы тургенев

Номер материала: ДБ-116643

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

анализ стихотворения как хороши как свежи были розы тургенев анализ стихотворения как хороши как свежи были розы тургенев

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник: http://infourok.ru/razrabotka-uroka-po-literature-na-temu-analiz-stihotvoreniya-v-proze-kak-horoshi-kak-svezhi-bili-rozi-is-turgeneva-1538678.html

Сделать анализ стихотворения Тургенева «Как хороши, как свежи были розы. «

анализ стихотворения как хороши как свежи были розы тургенев

анализ стихотворения как хороши как свежи были розы тургенев

амеш башмешь алам бам бам

моя любимая гора родина кавказ
там в горах огромных я барашка спас
чтобы не постели заводил их в тень
чтобы не скучали танцевал весь день

Другие вопросы из категории

Достоевский » Белые ночи»
Ответить на вопросы:
1)Обратите внимание на слова и словосочетания, характерные для героев «Белых ночей»; объясните их, включите в предложения собственной конструкции: поверить мне на слово, не отвергнуть робкой мольбы , у меня стеснилось сердце, братское сострадание, непременно приду.
2)Что хотел сказать автор читателю рассуждением своего героя?
» Небо было такое звездное , такое светлое небо , что, взглянув на него, невольно нужно было спросить себя: неужели же могут жить под таким небом разные сердитые и капризные люди? Это тоже молодой вопрос, любезный читатель, очень молодой, но пошли его вам Господь чаще на душу. «
Подготовьте развернутый ответ.
3) С чем сравнивает герой петербургскую природу? Удалось ли М. Добужинскому это сравнение подчеркнуть? Какие «краски» используются для этого сравнения писателем и художником?

Нужно ответить на вопрос, почему Ноздрев и Собакевич — мертвые души?
Ответ нужно дать самим, не из инета. Помогите, очень прошу. Заранее огромное спасибо!

диогенович сравнил его с гераклом?

4.как сам герой оценивает свои поступки?

5.каково авторское отношение к ниму?

НУЖНО ОТВЕТИТЬ НА ЭТИ ВОПРОСЫ ПЛИЗ НУЖНО СРОЧНО=)=)=)

Читайте также

2) Взгляды, убеждения
3) Состояние автора , который писал этот стих или героя этого стиха
СДЕЛАЙТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО .
СРОЧНО ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ » АНЧАР » ПО ПЛАНУ , ПЛАН ВО ВЛОЖЕНИЯХ . ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО , А Я ЧИСТО ФИЗИЧЕСКИ НЕ
УСПЕВАЮ . ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА И , ЧТОБЫ БЫЛИ ПРИВЕДЕНЫ К КАЖДОМУ РАЗДЕЛУ СТРОЧКИ ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ . ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА .

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит —
И мчится прочь, уже тлетворный.

И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.

Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;

Принес — и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.

А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.

Источник: http://drugoi.neznaka.ru/answer/1121749_sdelat-analiz-stihotvorenia-turgeneva-kak-horosi-kak-svezi-byli-rozy/

В этой статье мы отвечали на вопрос: "анализ стихотворения как хороши как свежи были розы тургенев".

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *